?

Log in

kaleidograf's Journal

Social capital

  • less than 10
Name:
Dan
External Services:
  • kaleidograf@livejournal.com
Калейдоскоп - от игрушки до прибора, или Коллекция ускользающий узоров

В России калейдоскоп появился в XVIII в. благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. Три его творения хранятся в Эрмитаже, но они не были запатентованы. Патентное дело родилось в России 17 июня 1812 г. В этот день император Александр I подписал Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах» — первый в России закон, охраняющий права изобретателей. В детстве у каждого из нас был картонный или пластмассовый калейдоскоп, в котором пересыпались бутылочные стеклышки. Многократно отраженные зеркалами, они создавали магические, захватывающие узоры. Очень поэтично назван калейдоскоп в «Толковом словаре» В. Даля: «узорник; это трубка, с двумя зеркальцами клином, где цветные стекляшки отражаются узорочною звездою, переменною, при всяком движении или обороте трубки». Принято считать, что первый калейдоскоп изобрел Дэвид Брюстер. Английский физик, член Лондонского королевского общества Д. Брюстер родился 11 декабря 1781 г. Одаренного ребенка приняли в Эдинбургский университет в возрасте 12 лет. Всю жизнь Брюстер интересовался оптикой. В 1815 г. он открыл круговую поляризацию света и установил: если световой луч падает на поверхность диэлектрика под углом, тангенс которого равен показателю преломления (угол Брюстера), то отраженный луч полностью поляризован. Спустя 15 лет за эти работы ученого избрали почетным членом Петербургской академии наук. Между двумя описанными событиями 36-летний известный физик сконструировал линзы для маяков и усовершенствовал двояковыпуклый стереоскоп. В 1816 г. сэр Брюстер изобрел и в следующем году запатентовал детскую игрушку калейдоскоп (от греч. kalos — красивый, eidos — вид и skopeo — смотрю, наблюдаю). Этот оптический прибор основан на явлении многократного отражения света от двух плоских зеркал, образующих двугранный угол. Внутри картонной цилиндрической трубки, параллельно ее оси, помещаются две-три пары зеркал, обращенных отражающими поверхностями друг к другу и составляющих углы в 60 или 45°. Внутри трубки между зеркалами помещено несколько разноцветных кусочков стекла, бумаги и т. п. Один конец калейдоскопа закрыт матовым стеклом, с другого конца отверстие малого диаметра закрыто простым прозрачным стеклом. Обратив прибор матовым стеклом к свету, можно видеть через прозрачное стекло симметрично расположенные, красивые цветные фигурки и узоры, форма которых меняется при его вращении. Хотя калейдоскоп общеизвестен, мало кто подозревает, какое огромное число разнообразных фигур можно получить с его помощью. Допустим, вы держите в руках калейдоскоп с 20 стеклышками и 10 раз в минуту поворачиваете его, чтобы получить новое расположение отражающихся стеклышек. Сколько времени понадобится вам, чтобы пересмотреть все получающиеся при этом фигуры? «Занимательная физика» Я. Перельмана дает такой ответ: «Океаны высохнут и горные цепи сотрутся, прежде чем будут исчерпаны все узоры, чудесным образом скрытые внутри вашей маленькой игрушки, потому что для осуществления всех их понадобится, по крайней мере, 500 000 миллионов лет». Совершенствованию нет предела Детям нравятся красивые узоры, они вопрошают: «Что там внутри?». Обычно для удовлетворения своего любопытства ребенок вскрывает калейдоскоп и разочарованный неприглядными осколками выбрасывает их. Между тем этот оптический прибор является хорошим учебным пособием для демонстрации законов отражения в плоском зеркале. Применяется он и как источник новых узоров для тканей, обоев, керамики, при создании орнаментов для витрин и выставок. Впервые калейдоскоп в нашей стране усовершенствовали отечественные изобретатели Л. Кривошей и Л. Тарасенко, которые в начале 1960-х гг. предложили проектировать калейдоскопические фигуры на экран с помощью кино- и диапроекторов (а. с. 158111 и 173453). Оригинальный вариант прибора (а. с. 484478) был внедрен в 1975 г. на Лентварской ковровой фабрике инженером-изобретателем К. Петкунасом. В нем узоры создавались не только прозрачными цветными кусочками стекла, но и мелкими камешками, цепочками, кольцами и т. п. Для этого конец трубки был сделан из прозрачного органического стекла, а ее торец закрыт сменной непрозрачной крышкой. Мелкие предметы для создания узоров теперь освещались только боковым светом и хорошо отражались зеркалами трехгранной призмы. Узоры получались еще разнообразнее, оригинальнее и использовались для подбора расцветок и орнаментов красочных полотен. Несколько лет спустя этот прибор был усовершенствован (а. с. 1318971 и 1365024) в Казанском авиационном институте. Любопытно, что среди двух десятков авторских свидетельств на «игрушки для взрослых» есть и именные, например «Калейдоскоп Курилова» (а. с. 1735793). Увлечение калейдоскопом не прошло и сегодня. Люди, взявшие его когда-то в руки, не расстаются с ним всю свою жизнь, только теперь это уже может быть не картонная трубка, а великолепной работы коллекционный прибор. Доказано, что 15 минут рассматривания его картинок оказывают релаксирующее действие, сравнимое по целебности с 5 минутами здорового смеха. Цвета прибора и удивительные по красоте композиции оказывают целительное лечебное действие, помогают улучшить самочувствие, настроение и даже эффективность работы. Традиционный калейдоскоп — это система зеркал, в которой отражаются разноцветные «стекляшки». Масляный калейдоскоп взамен стекляшек заполнен маслянистой жидкостью с разнообразными кристалликами. А вот в телейдоскопе вместо пересыпающейся мишуры просто стоит линза. Его мозаика включает предметы окружающего мира. Калейдоскоп + телейдоскоп создают картинку из стеклышек и предметов окружающего мира. Ну а параскоп дает объемную картинку. Несмотря на конструктивную незатейливость и 200-летний возраст, игрушка совершенствуется и сегодня. Генри Макарычев из Прокопьевска предложил калейдоскоп (пат. 2154850) для проецирования калейдоскопических узоров на экран с развлекательными или лечебно-оздоровительными целями. За счет применения эпископического, т. е. непрозрачного для световых лучей материала, в нем увеличено число оттенков, участвующих в цветовой гамме узора. Семья Субботиных придала массовой недорогой игрушке повышенную надежность (пат. 2020524),


а москвич Денис Додонов для ее зрелищности разработал на основе достижений современной техники метод получения калейдоскопических эффектов (пат. 2158162). Наблюдаются они с помощью системы отображения — видеомонитора или телевизионного устройства. На вход подают сигнал с выхода системы восприятия и обработки информации — видеокамеры, которую направляют на систему отображения. Эта технология используется для оформления витрин, стендов, экспозиций и интерьеров или как элемент световой декорации в театрах и на эстраде.


Калейдоскоп и авторское право Жизненный путь калейдоскопа чуть было не украсила судебная колея. Историки патентного дела рассказывают байку с криминальным оттенком. Якобы московский инженер Орлов решил разнообразить и облегчить житье-бытье художников-прикладников. После нескольких лет работы и экспериментов он на основе калейдоскопа создал серию аппаратов орнатон, орнаскоп, телеорнатон. Приборы получили высокую оценку художников, педагогов, ученых. Изобретатель продолжал совершенствовать их и не спешил подавать заявки в патентное ведомство. У инженера Орлова был друг — учитель танцев с уникальной фамилией Негодяев, для которого работы изобретателя не являлись тайной. Этот друг оказался вдруг и не друг и не враг, аѕ банальный вор. Поскольку сам изобретатель не спешил патентовать свои аппараты, его друг решил облегчить ему жизнь и сделал это вместо него. В начале 1949 г. Негодяев получил на орнаскоп под названием КН авторское свидетельство. «Калейдоскоп Негодяева», защищенный государственным охранным документом, танцор продал за 5000 руб. мастерским игрушки Художественного фонда. Воровство интеллектуальной собственности всплыло наружу и расследовалось прокуратурой. Патентно-техническая экспертиза установила: все существенные признаки калейдоскопа КН присутствуют в аппарате «орнаскоп» Орлова. Среди них и «принцип бокового освещения», и «телескопические раздвижные трубки», и «коническая форма зеркал». Следователь констатировал также, что учитель танцев Негодяев не знаком с законами оптики и симметрии и вряд ли мог самостоятельно изобрести пресловутый КН. Казалось бы, все свидетельствует против «танцора от технического творчества». Однако следователь прокуратуры, обладавший по тем временам большими патентными знаниями, тем не менее сделал ошеломляющий вывод. В протоколе было записано: «Умышленного видоизменения, а также злостного извращения изобретения Орлова со стороны Негодяева не усматривается, так как последним сделан примитивный, удешевленный калейдоскоп, лишь напоминающий по форме «орнаскоп» Орлова. А у Орлова аппарат сделан из металлаѕ» Эта история-байка весьма поучительна в плане предупреждения изобретателей о необходимости соблюдать правила конфиденциальности. Судебной же перспективы, сообщают историки, дело не имело, и его спустили на тормозах. А мастерские тем временем запустили в производство КН, радовавший тысячи послевоенных детей, которых меньше всего интересовал «калейдоскоп патентно-правовых тонкостей». * * * Касательно необходимости своевременной подачи заявок на патенты, уместно напомнить историю телефонного дела. Величайшее изобретение — телефон — пришло в голову одновременно двум незнакомым друг с другом людям: Беллу и Грею. 14 февраля 1876 г. Белл подал свою заявку в Патентное ведомство США на час раньше соперника, и этот час решил судьбы изобретателей. Слава и деньги достались Александру Беллу, как и обязанность впоследствии участвовать в нескольких судебных процессах, отстаивая свой приоритет. Имя Грея стало синонимом невезухи в патентном деле. (Алексей Ренкель, патентовед)
ЭЛТ-телевизоры, аналоговые видеокамеры, видеоспецэффекты, калейдограф, калейдография, электронные интерактивные инструменты

Social capital

  • less than 10

Statistics